Все о Приднестровье
Статья спорная, противоречивая, местами автор не совсем адекватно интерпритирует факты, но тем неменее она полезна в том смысле, что дает представление о неизвестной или мало известной части истории румынского народа и в некоторой степени отражает взгляд румынской историографии на проблему Транснистрии (Приднестровья). Автор: Виорел Долха, председатель Ассоциации Учителей г. Арад. Перепечатывается с сайта Moldova noastă; оригинал на румынском -
ГЛАВА I. «Наша страна за Днестром»
Ничья страна
Географически Приднестровье ограничено 800 километрами берега Днестра, 600 километрами берега Буга и 150 километрами черноморского побережья [1]. Под приднестровскими румынами мы понимаем всех тех, которые жили у Днестра, в том числе в – Подолии, и до Днепра и даже Дона, в Крыму, на Кавказе и в Сибири.
Начало расширения восточных границ мест, заселённых румынами восточнее Днестра, относится ко временам совместного проживания тирагеттов (геттов с Тираса, т.е., Днестра); среди подданных Буребисты, которые владели в устье Буга Ольвией, среди румын, следы которых обнаруживаются на каждом шагу.
С очень древних времён начался между румынами и рутенами, или украинцами, заметный процесс этнографического и демографического взаимопроникновения, продолжавшийся столетиями посредством колонизации и эмиграции этих двух рас. Владение болоховных снежей находилось по течению реки Случ и в верховьях Буга; они были и теми, от кого произошли казаки [2]. Украинский историк В. Б. Антонович в 1885 году писал, что ни справа, ни слева Днестр «не принадлежал ни галицийским княжествам, ни другим русским княжествам» [3]. Борьба бок о бок со славянскими и туранскими племенами не помешала осуществлению молдавского государства в XIV в.– княжества в Байа по соседству с другими более старыми румынскими поселениями, которые тянулись до Польши и Волхинии [4]. Среди волоховенских воевод наиболее известны Александру из Бэлць и Глеб Иеремии [5]. Ещё в начале II тысячелетия эти румынские образования были достаточно сильны; скандинавские источники XI века отмечают присутствие «блакуменов» с Днестра, а в старой русской хронике упоминаются те же «волохи» в этих местах [6]. В Крыму в 1287 году встречается Крэчун, в 1280 – «венгерка Мэриоара» из Каффы, а в XV веке в том же поселении – «венгры» Раду, Станчу, Стойка [7]; румынский элемент известен, таким образом, своею исключительной жизнеспособностью и склонностью к расселению.
25 мая 1455 г. горожане Четатя Албэ, недовольные пиратскими действиями генуэзцев из крепости Леричи, что располагалась в дельте Днепра, установили своё владение над этим укреплением и передали пленённого господаря Петру Арон руководителям крепости [8].
Подолия эпохи Штефана чел Маре, по мнению Н. Иорга, «не принадлежала на деле никому», несмотря на то, что впоследствии номинально принадлежала татарам-«снежам», Великому Княжеству Литовскому и Польше. Незаметно родилась «новая» Молдова на Днестре, с более-менее населёнными сёлами. Крепость Леричь занята Молдовой в 1455-1475 гг.
Румынские казаки
В письме к Высокой Порте Штефан Баторий указывает, что пространства между Бугом и Днепром населены собранием людей, состоящих из поляков, литовцев, москалей и румын [8]. Казаки вместили в себя москалей и румын. Под наименованием казаков татары понимали бродяг. Их гетман, Думитру Вишновецкий, происходил от сестры Петру Рареша. Претендовал он и на трон Молдовы [9]. После Иоанна Водэ чел Кумплит казаки много раз нападали на Молдову под водительством их «господ» – истинных либо воображаемых детей земель на Днестре, когда-то бывших Молдовой.
Иоанн Никоарэ Поткоавэ был первый гетман, избранный всею Запорожскою Сечью. Ему на короткое время удалось занять трон Молдовы, и такой же успех выпал на долю других румын из рядов казаков: Александру и Константина Поткоавэ [10], Петре Лунгу, Петре Казаку. Высший гетманский ранг казаков принадлежал ещё и следующим заднестровским румынам: Ион Григоре Лободэ, Тихон Байбуза, Самоилэ Кишкэ, Ион Сакру, Опара, Трофим Волосанин (Румын), Ион Сарпила, Тимотей Сгурэ, Думитру Хуну, а также легендарному герою казаков в битве за независимость Украины Дэнилэ Апостол. На всём протяжении XVI-XVIII веков высокие ранги среди казаков имели полковники Тоадер Лобэдэ (в Переяславе), Мартин Пушкариу (в Полтаве), Бурлэ (в Гданьске), Павел Апостол (в Миргороде), Еремие Ганжу и Димитрие Бэнческу (в Умани), Думитрашку Райчя (в Переяславе), командиры Варлам Бухател, Григоре Гамалие (в Лубенске), Григоре Кристофор, Ион Урсу (в Рашкове), Петру Апостол (в Лубенске). Другие крупные командиры казачьих объединений среди «заднестровских даков»: Цопа, Скапа, Цэранул, Молдован, Мунтяну, Прокопие, Десэлагэ, Дрэган, Гологан, Полуботок, Кочубей, Туркулец, Кигеч, Григораш, Богдан, Радул, Фокша, Басараб, Григорча, Борча и др. Многие из них были среди тех, кто подписывал документы об объединении Украины с Россией 18 января 1654 года [11], другие же, как, например генерал Чорба и полковники Мындра, Гиня и Бранка, поступили на службу в Россию [12].
Господари Молдовы владели Приднестровьем
После того, как в 1574 году Ион Водэ Армянул упоминает о «нашей стране Молдове там, за Днестром», в 1602 году бояре [13] вели речь о своих владениях за Днестром, Ге Дука стал в 1681 году «Правителем Молдовы и Украины» [14], исполняя наряду с ролью господаря Молдовы также и обязанности гетмана [15] и управителя Украины, где в то время писались государственные акты и на румынском языке [16]. Поскольку этнические границы к тому времени выходили за пределы Днестра, Дука перенёс и политическую границу, включив заднестровскую зону, имея под своим началом и земли между Карпатами и Днепром. После него обладали Украиной Штефан Мовилэ, Димитрие Контакузино и Ене Дрэгич, а с ещё большим числом функций – и Симеон Палис и Санду Колця [17].
Следствием властвования Дуки Водэ (который расширил пределы владений до Тиканова на Днестре и Нимирова на Буге) было то, что Молдова продолжала до 1765 года управлять и левым берегом Днестра[18].
Важными центрами Приднестровья были Мовилэул, Дубэсарь, Силибрия, Ямполь, Жаруга, Рышков, Василкэу. В новых, сформированных русскими областях вокруг Очакова (в его строительстве под водительством Петру Шкьопу участвовало 15 000 рабочих, 3 000 из которых приняли в XVIII в. боярские земли: Контакузино, Росетти, Катаржиу, Бадиул, Стурза, Мануил, Мэкэреску, Куку, Боиан, Илиеску, Сабэу, Кэнэнэу, Крэчун, Паскал, Хагилэ, Сэкарэ, Никорицэ, Генадие, Додон, Зуручилэ и др. Крепость в 1600 году была потребована Михаем Витязул, и с тех пор являлась одним из городков Молдовы. Во время переписи 1793 года между Днестром и Бугом из 67 сёл 49 были исключительно румынскими [19].
Приднестровская церковь со старых времён подчинялась румынской церкви
Данная местность и в церковном плане тяготела к Молдове; так, в 1657 году митрополит Сучавы рукоположил Лазэра Бранковича епископом Черниговским [20]. В акте, выпущенном в Тигине в 1769 г., по поводу церковной субординации сделаны следующие уточнения: «митрополит Проилавы (Брэила), Тамаровы (Рени), Хотина, всех Дунайских и Днестровских краёв и всей ханской Украины» [21]. В определённой степени местность между Днестром и Бугом вошла в юрисдикцию епископии Хуши. После 1792 г. (год, когда русские достигли Днестра) Приднестровье церковно принадлежала Екатеринославу, во главе которого, тем не менее, находился румын Гаврил Бэнулеску Бодони, который после аннексии Бессарабии объединил под одной митрополией Кишинёв, Хотин и Очаков, «поскольку в районе Очакова, как и в Бессарабии, проживают молдаване, валахи, греки, болгары и колонисты различных народностей, русских же весьма мало». В 1837 году основана епархия Херсонская и Тавридская с резиденцией в Одессе [22]. На левом берегу Днестра, в окрестностях и в Херсонских степях до Буга были поселения, в которых было построено около 100 молдавских церквей, а весь юг России вплоть до Киева находился в состоянии колонизации едва ли двадцать лет до отторжения Бессарабии [23].
В 1717 г. господарь Молдовы Михай Раковицэ выдал акт дарения на имение за Днестром Апостолу Лека [24].
ГЛАВА II. СТОЛИЦА СТРАНЫ НОСИТ ИМЯ ПРИДНЕСТРОВСКОГО РУМЫНА
Предыдущий эпизод...
Русские достигли Буга в 1772 г., в 1792 – Днестра, и в 1812 – реки Прут. На каждом из этих этапов у России был шанс заняться теми условиями, в которых проживали христианские подданные, быв-шие под турецким владычеством, и теперь оказавшиеся в пределах её границ. Цари хотели, чтобы юг Украины не остался незаселённым. И вот в 1739 г. Константин и Думитрашку Кантемир (потом-ки того, кто в 1711 перевёл с собою через Днестр 4000 молдаван) предводительствовали молдав-скими добровольцами в битвах с турками и 5 сентября заключили с Россией соглашение, получив признание независимости страны [25]. При отступлении русских они оставили для колонизации около 100 000 душ.
При Екатерине II все могли быть переселены на восток от Днестра
В 1769-1774 гг. при дворе Екатерины появились проекты «переселения населения обоих Кня-жеств», а в 1792 было доложено, что осело между Днестром и Бугом «две трети из проживавших в Молдавии»; речь при этом шла о том, что этой «Новой Молдавии» предоставляется автономия и правление А. И. Маврокордата [26]. Освободив их от воинской службы и налогов и покрыв их рас-ходы на переезд, предоставив автономию, румынскую церковь, румынские магистраты, школы на-родного языка, печатание книг на румынском языке и даже печати с головой зубра, Екатерина II, уже привлекши румын из княжеств и Трансильвании, смогла в 1783 году даже за Бугом расселить 2 000 семей с 15 румынскими церквами [27].
Колонизация осуществлялась даже в окрестностях Киева и на юге России; до 25-40 семейств осно-вывали каждое из поселений. Арделенские пастухи осели в Крыму, на Азовском море, до самого Кавказа и Донбасса. Этнографические и фольклорные экспедиции, проведённые за Бугом в 1942-1944, финансировавшиеся управлением под руководством А. Голопенция, обнаружили в городе Мелитополь на Азовском море ресторан под названием «Бухарест». Старики рассказывали, что ка-ждой семье давали 50 га, двух волов, освобождение от налогов на 50 лет, и что приехали они с юга Бессарабии [28].
Имея пристрастие к античным названиям, Екатерина II на левом берегу Днестра возвела мощные укрепления: против Тигины – Тирасполь, а против Белой Крепости – Овидиополь [29]. Большинст-во приднестровцев были румынами, те же Ерханы, Солтаны, Бушилэ, Кодряну, Мунтяну, Брашовя-ну, Арделяну, Ешану приложили руку к возведению Одессы и участвовали в планах организации города, а Маноле упоминается как архитектор при губернаторе. Среди деловых людей и фирм Одессы появляются сапожник Штирбей, портной Стурза, ресторатор Катаржи, а населённый румы-нами район «Молдаванка» сделался чуть ли не целым городом с населением около 40 тысяч чело-век [30].
Румыны, принявшие участие в заложении основ русской культуры
В 1796 году в Дубэсарь или в Мовилэу был отпечатан первый сборник стихов на румынском языке (оригинальные стихи и переводы, сделанные И. Кантакузино) [31]. В 1799 году Павел Сумароков, русский, отмечал, что в Овидиополе, в Тирасполе, Григориополе, Дубэсарь, Мэлэешть большинство населения – молдаване [32].
Румынская культура повлияла и на культуру украинцев, и на культуру русских посредством тех ру-мын, кого пути привели в Россию. Петру Мовилэ стал митрополитом Киева и основателем русской Академии. Румынский монах Паул Берындэ является основателем русской лексикографии. Милеску Спэтару занимался не только дипломатической и научной деятельностью, но и был учителем Петра I. Димитрие Кантемир стоял у истоков научной деятельности, будучи при этом и доверенным со-ветником российского императора. Херэску (Херасков) был первым куратором Московского универ-ситета [33].
Дософтей достиг поста епископа Азова, Антоние (в 1739 году перешедший Днестр вместе с 100 000 молдаван) сделался митрополитом Черниговским и Белгородским. Михай Стрилбицкий из Молда-вии переместил типографию сначала в Дубэсарь, а затем – в Мовилэу. Иоан Силвиу Нистор в «Ис-тории румын Приднестровья» упоминает также о некоем румыне Турку, как об авторе русского уголовного уложения, о Михае Волошанинове, как об организаторе российского Министерства Ино-странных Дел, и о Григорие Волошенинове (румыне), как о российском дипломате [34]. Русская литература признаёт, что современная русская поэзия начинается с Антиоха Кантемира. И Д. Кан-темир, и Спэтару Милеску (который в Китае на привалах давал команду казакам петь «Дунэре, Ду-нэре»), и Леон Донич, и другие – все они сделались крупными в культуре людьми.
В 1737 в России родился Ник Бантынш Каменский, потомок молдавского боярина, впоследствии он стал почётным членом российской Академии и университета [36]. Михай Фрунзэ, военный гений Красной Армии, умерший в 1925 году в возрасте 40 лет, является именно тем, в честь которого бы-ла названа столица Киргизской ССР (Фрунзе) и Военная Академия СССР. Он родился в 1878 году в Туркестане, будучи потомком одного из бессарабских колонизаторов и приднестровцев [37]. В 1854 году в Одессе умер религиозный философ Ал. Стурза. Н. Донич в 1908 году основал в Старых Дубоссарах астрономическую и физическую обсерваторию [38]. Российское правление отвергло предложение Михаила Строеску (брата филантропа В. Строеску) профинансировать открытие в Одесском Университете кафедры румынского языка.
Советский академик Л. С. Берг утверждал: «Молдаване, которые живут в Молдавии, Бессарабии и прилежащих губерниях Подолии и Херсона, и ещё в большем количестве в Екатеринославской гу-бернии, являются румынами», а Таке Ионеску писал о России так: «это наш естественный враг» [39].
Топонимика подтверждает, что Приднестровье – румынское
Вот ряд названий населённых пунктов, расположенных за Днестром: Сингурь, Волошовка, Чобан, Бесень, Волошские, Карачинць-Валахь, Котюжань, Ушица, Волошковцы, Бырлядка (у истоков Буга), Глодоаса, Троянка, Мамайка, Адэбашь, Александрия, Перепелицыно, Шантуя, Малай (недалеко от Кировограда), Бурик, Фундесклеевка, Вэрсаць, Курекнь (между Чигирином и Новомиргородом), Бэ-банка, Бурта, Текучика (около Новоархангельска), Рэзмерица, Шеларь, Молдовка, Молдовская, Одая, Молдованка (у Овидиополя), Аркашь, Кантакузинка, Молдовка Брашовяновка, Пэдурец, Уры-та, Шербань, Арнаутовка (у Вознесенска), Барабой, Грэдиница, Доброжень, Гросулово, Молдаванка (под Одессой), Кошурь, Гуша, Шура Бондурень, Буда, Сорока, Кишляк, Бурсучь, Одаева (у Гайсина) и т.д.
Т. Барада перечисляет в Херсонской губернии в 1893 году следующие молдавские сёла: Яшка, Грэ-диница, Севэртайка, Белкаука (у Овидиополя), Мэлэешть, Флоареа, Теи, Кошарка, Бутурул, Перпе-рица, Гояна, Сиклия, Коротна, Чобурчень, Спея, Карагачиу, Ташлык, Дороцкая, Вознисевска (на Буге), Молдовка и Кантакузиновка. Тот же Бурада в 1906 году нашёл в Подолии следующие румын-ские сёла: Лесковац, Руда, Иванец, Рогозна, Студеница, Ушица, Липчань, Серебия, Буша, Кошница, Грушка, Окница, Каменка, Лэпушна, Сэрэтей, Рыбница, Ботушань, Петросул, Слобозия, Домница, Балта, Мошнягул, Сенина, Бурсукул [40].
Согласно официальным данным, тогда же в Херсоне и Подолии было 532.416, в Екатеринославе – 11.813, а в Тавриде (в Крыму) – 4.015 румын. Оценки реальной цифры доходят до 1.200.000. Ещё с середины XIV века в Приднестровье можно найти около 400 чисто румынских сёл [41].
Алексис Нуар (который обнаружил в Приднестровье поселение «Нуароайя») полагает, что самое восточное село компактной румынской зоны – Глодошь, которое расположено на той же широте, что и Чернэуць и Шербань, на широте Ясс, в 200-250 км от Днестра [42]. Он обнаружил в Киеве лицей, который носит имя того, который поддерживал это учебное заведение огромными пожерт-вованиями,– «Павел Гэлэган». Не менее известны члены семейств Фундукля (так названа одна из улиц Киева), Кордунян, Фрунзетти, Макареску, Бонташ, Гредеску и т.д. [43].
Среди наименований рек Приднестровья напомним Тилигул, Ингул, Ингулецул, Барабой, Волосика, Балаклийка, Березан, Кучурян, Тигеч, Путред, Сорока, Окница, Дэрла, Удич, Сагайдак (старое на-именование сумки), Молдовка, Буша, Тэтрань, Хумор, Мерла, Ушица и т.д. [44].
ГЛАВА III. В 1918 ГОДУ ПРИДНЕСТРОВЬЕ ПЕЛО «ВОССТАНЬ, РУМЫН»
Между 1909 и 1913 гг. иеромонах Иннокентий возглавлял в Приднестровье, в Балте, «движение» за возврат румынского языка в церковь. Десятки тысяч молдаван стекались паломниками в Балту; там они общались и делились газетами на своём языке. Защищаемый крестьянами (60 из которых были убиты), Иннокентий был взят казаками и посажен в тюрьму. Тем не менее, власти позволили использовать в церкви румынский язык [45].
Во времена, когда была дана Одесса
В 1914 году Австрия пообещала Румынии «всю Бессарабию с Одессой» [46]. Присутствие арделен-ских и буковинских добровольцев в Украине имело положительное влияние на восстановление на-ционального самосознания румын царской империи. Румынские офицеры осуществляли культурную деятельность, привлекая на свою сторону студентов Киева. В Одессе находилось 40.000 румынских солдат и офицеров, входивших в русскую армию, которые в свою очередь имели сильное влияние на студентов Одессы, вместе с которыми они 23 марта 1917 г. организовали съезд. 18 апреля в Одессе прошло выступление румынских солдат, в котором приняли участие 12.000 бессарабских и приднестровских солдат и студентов. 9 апреля газета «Молдавское слово» («Cuvînt Moldovenesc») напечатала программу P.N.M., которая среди прочего включала в себя и национальные права для румын за Днестром, 14 же апреля была основана «Ассоциация молдавских учителей Бессарабии и Заднестровья» [47]. Съезд молдавских учителей России состоялся в Одессе; он потребовал для приднестровцев божественной службы, школ, школьной инспекции, епископию в Дубэсарь, семи-нарию в Одессе; всё это – на румынском языке.
«Кто с нами остался?..»
На заседании украинской Рады депутат Ион Думитрашку из Приднестровья протестовал против претензий Украины на Бессарабию [48]. Он же совместно с Ионом Прекул и Валерию Чикате воз-главили «Подъём – национальное общество румын Украины», основанное 26 ноября 1917 года в Киеве.
Съезд молдавских солдат, состоявшийся в Кишинёве в начале ноября 1917 года, в своей повестке дня под пунктом 8 обсуждал вопрос «Молдаване за Днестром» и решил, что румыны из-за Днестра должны обладать в Сфатул Цэрий (румынском парламенте) 10 мандатами [49]. Съезд также потре-бовал, чтобы Украина признала за румынами, проживающими за Днестром, на Кавказе и в Сибири, те же права, которые Бессарабия предоставляла признанным этническим меньшинствам. Кишинёв также призвал приднестровские власти определить количество румынских детей школьного воз-раста [50]. На этом же съезде приднестровский крестьянин Тома Жалбэ задал такой вопрос: «а с нами, с теми, которые живут на другом берегу Днестра, остались ли браться, кто с нами остался?» [51].
17 декабря прошёл съезд приднестровских румын в Тирасполе; подготовительные встречи состоя-лись там же 16 ноября и в Григориополе 21 ноября; на этих встречах было решено, чтобы каждое село послало на съезд двух делегатов. Съезд, проходивший под триколором, проголосовал за соз-дание национальных школ с преподаванием на румынском языке и с использованием латинской графики, за введение румынского языка в церковную жизнь, за правосудие на родном языке, за румынских сельских врачей, за молдавскую национальную армию и за выборы восьми представи-телей в украинскую Раду. Съезд принял также решение о печатании газет, о развёрстке крестьян-ских наделов, а также о том, чтобы сделать всё возможное для того, чтобы Приднестровье было присоединено к Бессарабии. И, будучи не уверен в том, что Бессарабия станет бороться за это присоединение, приднестровский подполковник Булат заметил: «если сегодня дадим Украине от-пилить ветку, как руку, от нашего дерева, потом останемся с одним пнём» [52]. Делегат украин-ской рады в конце своего выступления воскликнул «Слава свободной Молдавии!»
Избранный Национальный Румынский Комитет открыл [52] румынские школы, украинская Рада ут-вердила румынские учебники, напечатанные в Кишинёве латинскими буквами, Земский Совет Ти-располя начал вводить и в администрацию, и в органы правосудия людей, знающих румынский язык. Тимофей Плешка и Тома Жалбэ организовали румынский батальон, причём солдаты обеспе-чивались обмундированием, оружием и имели казармы. Поскольку никто не заставлял преподава-телей проходить летние курсы на украинском языке, 30 из них проходили курсы в Кишинёве. В се-ле Лунка даже шла пьеса В. Александри «Камень во главе угла» (“Piatră din casă”). Пока большеви-стский террор не накрыл всех, на местах в школах и в 1919 году ещё пели «Восстань, румын».
9 января 1918 годв Ион Прекул, молдаванин с левого берега Днестра, в качестве депутата украин-ской Рады в своём выступлении потребовал равных прав для своих соотечественников [53]. В июне 1918 года планировался общий съезд румын Украины, а в декабре 1919 на Национальном Собра-нии было высказано требование об организации национального государства. 21 марта 1919 румы-ны, преследуемые большевистскими бандами, пересекли Днестр и на короткое время заняли Ти-располь и Раздельную.
На Парижской Мирной Конференции Румыния не потребовала Приднестровье, и в области истории оста-лись мотивы, по которым тогда произошёл отрыв приднестровских братьев, которые были принуждены войти в ещё одну эпоху страданий. По словам Доминте Тимону (который родился в сельце неподалёку от Дубэсарь, а впоследствии стал членом Литературного Фонда и Союза Писателей Румынии), этот период был «ещё тяжелее, ещё злее» [54]. Таке Ионеску в своём выступлении в ноябре 1920 года в Варшаве говорил, что «600.000 румын живут за пределами восточной границы» [55]. В апреле 1920 года начались крупные кресть-янские волнения; повстанцы под предводительством Тутуникэ заняли Балту, а восстание распространилось вплоть до Кодымы и Ананьева (об этом районе в «Большой Русской Энциклопедии» говорится: «местными жителями района являются молдаване»). В 1922 году восстание вспыхнуло вновь под предводительством Кирсула. После того, как восстание было потоплено в крови, начались массовые депортации [56].
Часть IV: РУМЫНСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И ВЕЛИКОЙ РУМЫНИЕЙ
Украинское противодействие созданию МАССР
После заявления Советского правительства от 3 августа 1923 г. о национальностях и свободном использовании родного языка и возникших в результате этого решительных тенденций украиниза-ции, 3 сентября в Балте собрались делегации румынских сёл. Украинцы препятствовали созданию автономной республики [57].
Тем не менее, 12 октября 1924 г. в составе Украины была создана Молдавская Автономная Совет-ская Социалистическая Республика [58] со столицей в Балте, а с 1928 г. – в Тирасполе; западная граница была декларативно установлена по Пруту. В апреле 1925 г. Всемолдавский Съезд в Бырзу-ла установил границы и Конституцию, которые украинцы признали 10 мая того же года.
Новая республика, имевшая в 1934 г. площадь 8.434 км2, при населении 615.500 жителей, из кото-рых 80% были румынами, включала в себя следующие районы: Балта, Бырзула, Каменка, Крут, Дубэсарь, Григориополь, Ананьев, Окна Рошие, Рыбница, Слобозия, Тирасполь. Она была создана для того, чтобы возбудить недовольство в Бессарабии. Винтилэ Брэтиану прозрачно отмечал, что «создание румынского государства между Россией и нами позволит развиваться румынской нацио-нальной жизни в СССР» [59].
Тирасполь с латинским алфавитом
Наследство, оставленное царизмом, было ужасающим: неграмотное население, отсутствие школ на родном языке, заглохшее национальное самосознание; люди часто не знали, откуда они происхо-дят и кем являются, язык на уровне «птичьего» [60]. Достойно упоминания то, что в МАССР язык называли его настоящим именем, как явствует из вышедшего 1 июля номера еженедельника «Красный пахарь» (,,Plugarul roşu”) от 21 августа 1924 г.: «решено, что в школах, домах и присут-ственных местах, относящихся к румынской культуре, будет использоваться румынский язык» [61].
Действовало 145 румынских школ-гимназий, 18 румынских школ-лицеев, сельскохозяйственный, педагогический и политехнический институты, при этом всего в румынских учебных заведениях обучалось 24.200 человек; их них – 800 студентов. В 1933 году был введён латинский алфавит. Появились издания: «Красный пахарь» (,,Plugarul roşu”), «Социалистическая Молдова» (,,Moldova Socialistă”), «Комсомолец Молдовы» (,,Comsomolistul Moldovei”), «Литературная Молдова» (,,Moldova literară”), «Октябрь» (,,Octombrie”), «Ленинская искра» (,,Scânteia leninistă”). В Тирасполе была радиостанция, существовал государственный хор «Дойна», государственный театр и румын-ское отделение в театральной школе в Одессе, институт научных исследований; молодая респуб-лика имела также Общий Съезд Советов, местный парламент, правительство, и даже президента республики [62].
Возврат к «молдавскому языку» проходил под дулом пистолета
В 1937 году интеллектуалы МАССР были обвинены в пособничестве классовому врагу [63] и вар-варским образом истреблены. Начиная от правительства республики в полном составе и кончая приднестровскими писателями, среди которых были: Николае Смокинэ, Тоадер Мэлай, Николае Цуркану, Симион Думитреску, Петре Кьору, Михай Андрееску, Митря Марку, Александру Кафтана-ки, Якоб Дойбань, Ион Корчин, Думитру Бэтрынча, Нистор Кабак. Сталинистские неистовства дош-ли до такой степени, что в селе Тома Жалбэ (с. Бутор района Григориполь) было расстреляно 167 мужчин из 168 [64].
Вследствие начавшихся в 1938 г. насильственной коллективизации и закрытия церквей произошёл настоящий исход через Днестр, причём он был настолько интенсивен, что для приднестровских беженцев потребовался целый лагерь, а число интеллектуалов из-за Днестра достигло их числа в Кишинёве, Клуж и Яссах; они стали выпускать свои печатные органы: «Трибуна приднестровских румын» (“Tribuna românilor transnistrieni”) [65], им руководил Шт. Булат; «Приднестровье» (“Transnistria”) редактировал Илиа Зафтур, «Новая Молдова» (“Moldova Nouă”) под редакцией Н. Смокинэ. Русские пограничники безжалостно стреляли по тем, кого обнаруживали при переправе через Днестр. Подобные события стали обычным делом, и всё же 23 февраля 1932 г. стало на-стоящей бойней – было убито 40 мужчин, женщин и детей, что стало объектом дискуссии в парла-менте и в прессе, как внутренней, так и международной [66].
Перед 28 июня 1940 г. и в последующие дни говорилось об объединении новых территорий между Прутом и Днестром с МАССР. Агентство RATAU сообщило о митинге в Балте, посвящённом «сходке бессарабского народа с народом МАССР». Эхо намерений ЦК КП СССР, выраженных 11 июня 1940 г., можно обнаружить на страницах «Социалистической Молдовы» от 13 июля 1940 г.: «с большой радостью мы узнали, что Совет Народных Комиссаров Союзного ЦК КП поддержал просьбу руково-дителей Молдовы и вышел в Верховный Совет СССР с предложением объединить Бессарабию и МАССР и организовать Конфедеративную МССР».
Кремль скомандовал собрать данные в отношении принятия решения об административной терри-ториальной структуре МССР. В докладе на эту тему, датированном 15 июля 1940 г. и подписанном А. Щербаковым, предлагалось, принимая во внимание этнические, исторические и экономические соображения, изъять из числа бессарабских уездов Хотин (который вместе с Черновцами отходил к Украине); также к Украине отходили районы Балта и Песчанск. Будущая Молдова впоследствии должна была состоять из 5 регионов: Бэлць, Кишинёв, Бендеры, Аккерман и Тирасполь, с района-ми: Ананьев, Валя Хоцулуй, Григориополь, Дубэсарь, Каменка, Кодыма, Котовск, Окна Рошие, Рыб-ница, Слобозия, Тирасполь и Чернянск. В регионе Тирасполь должны были жить 518.385 жителей [67].
Руководство бывшей МАССР тоже предложило отдать Украине наряду с Северной Буковиной Хотин, Четатя Албэ и Килию, а на севере течения Днестра – районы Кодыма, Балта и Песчана [68].
Раздел Приднестровья
Киев устами президента Верховного Совета Украины М. Гречухи 22 июля 1940 г. потребовал, что-бы к Украине наряду с Северной Буковиной отошли Хотин, Аккерман, Килия и Измаил, Болград и восемь районов МАССР (Кодыма, Балта, Песчана, Ананьев, Валя Хоцулуй, Окна Рошие, Чернянск, Котовск) [69]. Хотя секретарь президиума Верховного Совета А. Горкин, проанализировав предло-жения Украины и МАССР, предложил Г. Маленкову, секретарю ЦК КПСС, утвердить вариант, пред-ложенный МАССР [70], 2 августа 1940 г. Верховный Совет принял закон об образовании МССР в варианте, предложенном Украиной [71].
10 мая 1941 года были отвергнуты ходатайства о переходе из состава Украины в состав Молдовы, поступившие от граждан следующих населённых пунктов: Тимков (район Кодыма), Станиславка (район Котовск), Кулмя Веке (район Котовск), Гребеники и Славяно-Сербка (район Гросу); лишь просьбы сёл Дороцкая Ноуэ и Садово (район Окна Рошие) были удовлетворены [72].
Вот некоторые из названий населённых пунктов бывшей МАССР, которые перешли к Украине: Лун-га, Вистерничень, Борщ, Дабижа, Карлешть, Шерпа, Кулмя Веке и Кулмя Ноуэ (район Бырзу); Валя Хоцулуй, Точила, Греку, Перишорь, Хандрабура, Шалпань (район Нань); Пэсат, Холму, Пырлица, Пэсэцел, Миронь, Бэнзарь, Бурсучь, Мошнянка, Ракулова, Хербина (район Балта); Будэй, Буза, Стрымба, Броштень, Слобозия, Букет, Тимкэу, Плоць, Шербь (район Крутый); Окна Рошие, Слэвень, Тисколунг,, Тискол, Одае, Идея, Кошарь, Дихорь, Миронь, Слобозия, Дубэу, Цыбулянка, Сагайдак, Топала, Чорна, Перликань, Басарабия, Бахта, Мэлэешть, Илие, Брынза, Унтиловка, Гэвэносу (район Окна Рошие). Многие из румынских названий оказались изменены: Бырзу переименован в Котовск, Мэркулень в Димовку, Волошка в Писарёвку, Ынтунеката в Светлое, Нань в Ананьев, Брабие в Вра-диевку, Валя Хоцулуй в Долинское, Мэлай в Каратаевку, Урыта – в Еленовку, и т.д. [73]
Молдавские имена подверглись украинизации: Санду, Русу, Бузату, Кердеварэ в одночасье сдела-лись соответственно Сандуленко, Русуленко, Бузатенко, Кердиваренко [74].
ЧАСТЬ V. ПРИДНЕСТРОВЬЕ – ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ РУМЫН
При румынской администрации
Между 19 августа 1941 г. и 29 января 1944 г. Румыния временно управляла «Приднестровьем», расположенным между Днестром и Бугом вплоть до Днепровского лимана, на севере же – до вод Нёмжи и Ровы. Территория площадью в 44.000 км2 и с населением в 1,2 миллиона человек была разделена на 13 уездов: Ананьев, Балта, Берзовка, Дубэсарь, Голта, Жугастру, Мовилэу, Очаков, Одесса, Овидиополь, Рыбница, Тирасполь, Тулчин. Перед открытием школ в 1941 г. примары про-вели консультации с местными общинами после того, как они были избраны, с тем, чтобы устано-вить язык преподавания (русский или молдавский) [75].
Было сохранено старое разделение на 64 района; из 1.623 ответственных работников лишь 398 были родом из Румынии. Из примерно 1000 разрушенных коммунистами церквей к 1943 году было отремонтировано только 76. Наряду с 219 местными священниками службу отправляли 250 румын-ских священников. Были организованы курсы для преподавательского состава – румын из Придне-стровья; стали выходить такие издания, как: «Приднестровье» (“Transnistria”), «Голос Днестра» (“Glasul Nistrului”), «Буг» (“Bugul”), «Одесская газета» (“Gazeta Odessei”), «Страна на Буге» (“Ţara Bugului”), «Молва» (“Molva”). В Тирасполе был основан румынский лицей «Дука Водэ», в Ананьеве, Тирасполе и Одессе действовали кинотеатры. Фильмы показывали во всех сёлах Приднестровья [76]. В селе Хыржэу были репатриированы румыны с Кубани – оттуда было переселено 504 семьи [77]. По словам булибаша Кока из Синтешть-Ильфов, на берегу Буга был организован лагерь, в котором было собрано 2.600 цыган [78].
Когда в 1944 г. фронт достиг этих мест, большая часть Приднестровья была включена в состав Ук-раинской ССР, а районы Каменка, Рыбница, Дубэсарь, Григориополь, Тирасполь и Слобозия вошли в состав Молдавской ССР, и это положение существует и теперь.
Дальневосточная Румыния
По оценкам Р. Удлера, сделанным в 1966 г., 240 населённых пунктов, входящих в Молдавский Лин-гвистический Атлас, расположены в Украине (Закарпатье, Черновцы, Одесса, Николаев, Кирово-град, Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Луганск), в Абхазской Автономной ССР и в Киргизии. Имеются незакартографированные материалы и относительно Омска и Приморска. В. Буеску при-водит данные о румынской диаспоре за Уралом. В районе Оренбурга и Тургая существуют чисто молдавские сёла. В селе Бердянский живут бессарабцы, раньше всего колонизировавшие и Симфе-рополь. В селе Абьярском встречаются семьи с фамилиями Шептекицэ. В районе Самарканда суще-ствует чисто молдавское село, а в селе Орхеевка возле Семипалатинска живут колонисты из Ор-хея. Румынские сёла есть в окрестностях Омска и Акмолинска, а также в районе Танска. Неподалё-ку от города Иркутск живут румыны, а одно из сёл называется Черемсков. Около Владивостока, на реке Уссури, есть такие сёла: Теюл, Зымбрень, Богатырка, Кишиновка, Бэлчинешть, Дунай, Баса-рабия Ноуэ, Логэнешть, в которых по данным 1968 г. проживало 30.000 молдаван. На Амуре у Ха-баровска есть такие сёла: Инул, Аур, Дунэря. В Манчжурии до войны жило 20.000 румын. Отмече-ны следы румын в Приморском крае, они затем нашли прибежище в Японии [79].
Среди многих волн депортаций, эмиграции и колонизации, перемещавших румын на восток, важ-ную роль сыграло и переселение в 1906-1914 гг. 60.000 бессарабцев в Сибирь и Казахстан и созда-ние настоящей дальневосточной Румынии [80].
Сколькие умерли за триколор? Это было!
Перепись 1989 г. выявила, что в Украине к востоку от Днестра есть румыны в районе Одессы, за-нимающие и юг Бессарабии (149.534), в Николаевской области (16.673), в Кировоградской области (10.694) и в других районах (73.128) [81]. В 1992 г. в Одессе существовало Общество Румынской Культуры «Luceafărul», оно выпускало свой еженедельник под тем же названием, ведомый Вади-мом Бачинским. По словам Марии Маргарит из Ананьева, этот еженедельник «облегчает мои горе-сти», и она «тоскует по переменам, когда в один прекрасный день наши сёла переименуют», гово-ря о том, что «в этих местах мы живём века» [82].
Российские интересы в зоне, выражением которых является конфликт, начавшийся в 1992 г., и центробежные тенденции, продолжающиеся до сего времени, препятствуют приднестровским ру-мынам из районов Молдовы получить доступ к национальной жизни. Хотя вначале 26.000 учащихся в Тирасполе желали латинскую графику, в результате давления русскоговорящих уцелели лишь школа № 20 в Тирасполе (о которой заместитель председателя общества «Transnistria» Т. Табун-щик заявил, что количество учащихся в ней выросло от 30 до 700 [83]); № 4, 17, 18, 19 в Бендерах (Тигина) и № 12 в Рыбнице [84]. Во всём Приднестровье молдаване составляют 40% населения (русские и украинцы – соответственно лишь 22% и 28%); в Тирасполе, где в 1940 г. насчитывалось 65% молдаван, к 1989 г. осталось только 12% [86]).
В Кочиерь (приднестровское село, в котором родились прозаик и режиссёр Иовицэ Влад и акаде-мик И. Капитон Лупол) учительница Мария Герасим во время конфликта ушла и вернулась в шко-лу, неся триколор. Ночью она была убита и брошена в колодец [85]. Дети были свидетелями этого. И как могут некоторые румынские аналитики (не Смирнов и не XIV армия) категорически утвер-ждать, что у нас нет в Приднестровье интересов, и что оно никогда не принадлежало Румынии.
Наверное, об этих храбрых приднестровских румынах говорил К. Копосу: «наша территориальная целостность вплоть до восточных границ народа является святой обязанностью, это – одиннадца-тая румынская заповедь».
Власти самопровозглашённой Приднестровской Молдавской Республики сегодня наряду с районами к востоку от Днестра контролируют город Тигину, который расположен в Бессарабии. В 1992 г., после того, как армия Молдовы вошла в Тирасполь, от Снегура был получен приказ об отступле-нии. Солдаты плакали от гнева. Международное право оправдывает Кишинёв в восстановлении конституционного порядка в зоне, тем не менее, он колебался и продолжает колебаться, что, по меньшей мере, подозрительно.
***
Надеюсь, дорогой читатель, что ты убедился в том, что у нас за Днестром есть определённые ин-тересы, хотя, возможно, ты относишься к тому типу румын, которые полагают, что беспокоиться не о чем, что с того, что американцы ничего не знают о наших исконных территориях, и можно и дальше не обращать внимания на сползание в пропасть, имея школы, в которых не говорят даже самых элементарных вещей о наших братьях в Приднестровье, Закарпатье, Покуции, Северной Бу-ковине, Северной Бессарабии, Херце, Южной Бессарабии, Кардилатере, сербском и болгарском Тимокуле, Западном Банате, восточной Венгрии, о наших братьях арумынах, мегленорумынах и истрорумынах. Американцы беспечны и поверхностны. Как добрый румын, продолжай искать, как бы ещё сделать непомнящими румын тут и там, и не делай проблемы из того, что 12 миллионов румын за пределами Румынии не имеют доступа к родному языку. Не расстраивайся, лучше почи-тай спортивную страницу.
Виорел Долха
Перевод с румынского Павел Владимирский
Примечания:
[1]. A. Nour, Basarabia (Бессарабия) №.1/1992 стр. 82.
[2]. G. Brătianu, ,,Tradiţia istorică despre întemeierea statelor româneşti”, (История основания румынских государств) Бухарест 1980, стр. 170.
[3]. A. Boldur, Teritoriul Moldovei faţă de principatele…, (Территория Молдовы по отношению к княжест-вам),,Patrimoniu” (Имущество) № 4 1991, стр. 14.
[4]. S. Mehedinţi, Fruntaria României spre răsărit (Граница Румынии на востоке), ,,Neamul Românesc” (Румынский на-род), Кишинёв № 1/1991, стр. 6.
[5]. I.S. Nistor, ,,Istoria românilor din Transnistria” (История румын Приднестровья), Бухарест 1995, стр.13.
[6]. E. Lozovan, Românii orientali de la Nistru la Vladivostok (Восточные румыны от Днестра до Владивостока), ,,Neamul Românesc (Румынский народ), стр. 31, № 1/1991.
[7]. Ghe. Brătianu, op.cit. , стр.170.
[8]. I. Nistor, ,,Basarabia” № 10/1990, стр.159.
[9]. N. Iorga, ,,Istoria românilor pentru poporul românesc” (История румын для румынского народа), Кишинёв 1992, стр.103
[10]. A. Boldur, ,,Istoria Basarabiei” (История Бессарабии), Бухарест 1992, стр. 177.
[11]. D. Pocitarencu, Cetatea Thighina (Крепость Тигина), ,,Patrimoniu” № 2/1991, стр.22, Кишинёв.
[12]. I.S. Nistor op.cit., стр. 16.
[13]. E.Şt. Holban, Figuri basarabene (Деятели Бессарабии), ,,Basarabia” № 3/1992, стр.89.
[14]. A. Crihan, Basarabia № 10/1991, стр.69.
[15]. XXX ,,Istoria României în date” (История Румынии в датах), Кишинёв 1992,стр. 138.
[16]. N. Iorga, Istoria românilor prin călători (История румын в путешествиях), Бухарест 1981, стр. 276.
[17]. I.S. Nistor, op.cit. , стр.19.
[18]. N. Iorga, Românii de peste Nistru (Румыны за Днестром), ,,Basarabia”, № 11/1992, стр.87.
[19]. E. Lozovan, Românii orientali… (Восточные румыны...), ,,Neamul Românesc (Румынский народ)”, № 1/1991, стр.32.
[20]. I.S. Nistor, op.cit., стр.23.
[21]. E.Şt. Holban, Figuri basarabene (Деятели Бессарабии), ,,Basarabia”, № 1/1992.
[22]. I.S. Nistor, op.cit., стр 26. [23]. Şt. Ciobanu, Cultura românească în Basarabia (Румынская культура в Бессарабии), Кишинёв 1992, стр.23.
[24]. E.Şt. Holban, Prin veacurile învolburate…(В клубящихся веках), ,,Basarabia”, nr.1/1992.
[25]. M. Iacobescu, Din istoria Bucovinei (Из истории Буковины), Бухарест 1993, стр.35.
[26]. N. Iorga, Românii de peste Nistru (Румыны за Дестром), ,,Basarabia”, № 11/1992, стр.89.
[27]. I.S. Nistor, op.cit, стр.27.
[28]. A. Raţiu, Avertismentul, ,,Neamul Românesc”, № 1/1991, стр.29.
[29]. D.A. Lăzărescu, ,,Imaginea României prin călători” (Образ Румынии в путешествиях), Бухарест 1986, т.. II, стр. 102.
[30]. A. Nour, op.cit., стр.82.
[31]. XXX Istoria României în date (История Румынии в датах), стр.156.
[32]. N. Iorga, ,,Istoria românilor prin călători” (История румын в путешествиях), Бухарест 1981, стр.445.
[33]. Şt. Ciobanu, op.cit., стр.250.
[34]. I.S. Nistor, op.cit., стр. 32.
[35]. Al. Matcovski, ,,Basarabia”, № 5/1990, стр.143.
[36]. Ibidem, № 11/1991, стр.157.
[37]. I.S. Nistor, op.cit. стр.109.
[38]. Şt.Holban, Prin veacurile învolburate…(В клубящихся веках), в ’Basarabia’ № 5/1992
[39].F.Bichir, ,,Baricada”, № 178,стр.6
[40].N.Iorga, Românii de peste Nistru (Румыны за Днестром), в ,,Basarabia” nr.11/1992,стр92
[41].I.S.Nistor,op.cit.,стр.35
[42].A.Nour, в ,,Basarabia” № 1/1991, стр82
[43].Ibidem, стр.85
[44].I.S.Nistor,op.cit.,стр. 35
[45].Там же , стр.39
[46].A.Boldur, op.cit., стр.512
[47].E.Şt.Holban, Figuri basarabene, в “Basarabia”, № 3/1992, стр.89
[48].Там же, стр.91
[49].C.Botoran,M.Retegan, 1918-Făurirea României Mari (Создание Великой Румынии), Бухарест.1993, стр.48
[50].I.S.Nistor, op.cit. стр.49
[51].A.Chiriac, Mic dicţionar al membrilor Sfatului Tării (Малый словарь членов Сфатул Цэрий), “Patrimoniu” № 4/1991, стр.77
[52].Şt.Bulat, Şedinţele Sfatului Tării (Заседания Сфатул Цэрий), “Patrimoniu”, № 2/1991, стр.140
[53].E.Şt.Holban, Figuri basarabene (Деятели Бессарабии), “Basarabia” № 12/1991, стр.97
[54].D.Timonu, в “Basarabia” № 12/1992, стр.198
[55].XXX 1918,Т.VI, Бухарест. 1986, стр466
[56.]I.S.Nistor, op.cit., стр.60
[57].Там же, стр. 61
[58].M.Bruhis, “Rusia,România,Basarabia” (“Россия, Румыния, Бессарабия”), Кишинёв , 1992, стр.343
[59].I.S.Nistor, op.cit., стр. 68
[60].L.Lari, Labirintul basarabean (“Бессарабский лабиринт”), в “Îndemn la înălţare în istorie” (“Стрем-ление к лучшему в истории”), Кишинёв 1990, стр. 185
[61].V.Mândricanu, в “Nistru” (“Днестр”) № 2/1990, стр. 69
[62].I.S.Nistor, op.cit. стр. 65
[63].L.Lari, op.cit., стр. 185
[64].N.Dabija, в “Literatura şi Arta” (“Литература и искусство”), Кишинёв № 22/1996
[65].I.Datcu, “Basarabia” № 11-12, 1993, стр. 191
[66].E.Şt.Holban, Figuri basarabene (“Деятели Бессарабии”), “Basarabia” № 1/1992
[67].A.Văratec, Dezintegrarea Basarabiei la 1940 (“Распад Бессарабии в 1940 г.”), Revista Istorică № 1-2/1992, стр. 154
[68] XXX Pactul Molotov-Ribbentrop (“Пакт Молотова-Риббентропа”), стр.82, Кишинёв 1992
[69]. XXX Там же, стр. 90
[70].XXX Там же,стр. 83
[71].XXX Там же, стр. 93
[72].XXX Там же, стр. 110
[73].N.Dabija, “Literatura şi Arta” (“Литература и искусство”), Кишинёв 1996
[74].Там же
[75]. O.Verenca, Realităţi economice în guvernământul Transnistriei (Экономические реальности в управлении Приднестровьем), Revista Istorică, № 1-2/1992, стр. 137
[76]. I.S.Nistor, op.cit., стр. 97
[77]. Там же, стр. 95
[78]. R.Toma, Nordul poetic (Поэтический север), “Flacăra”, aprilie 1997, стр.6
[79]. E.Lozovan, op.cit., стр. 32
[80]. N.Negru, Îndemn la înălţare în istorie (Стремление к подъёму в истории), Кишинёв 1990, стр. 165
[81]. V.Trebici, Ucraina şi minoritatea etnică românească (Украина и румынское этническое меньшин-ство), “România Liberă” 29.03.1997
[82]. M.Mărgărit, “Luceafărul”- Одесса, № 19/1992
[83]. *** “Românul” № 28/1997
[84]. *** “Moldova Suverană” № 119/1994
[85]. E.Nirca, “Basarabia” № 10/1992, стр. 205
[86]. N.Dabija, “Literatura şi Arta”, 22/1996
[87]. *** Istoria României în date (История Румынии в датах), стр. 91
No comments:
Post a Comment